
Интервью газете «Прысталiчча»
Еще около десяти лет назад, созерцая прилавки крупных и малых магазинов, мы были убеждены: альтернативы польским или другим заграничным яблокам нет и не предвидится.
Однако время и предпринимательская инициатива не стоят на месте. То, что у нас в стране есть заинтересованные люди и возможности выращивать вкусные яблоки, которые на профессиональном языке называются товарными, уже доказано практикой. Один из таких примеров — яблоневый сад крестьянского (фермерского) хозяйства «Марьянино», расположенный рядом с известным спортивным поселком Раубичи. Начинался сад, без преувеличений, в чистом поле, но уже несколько сезонов он одаривает предприимчивых и заботливых хозяев обнадеживающим урожаем. Готово ли яблоко, выращенное в садах пристоличья, потеснить фруктовый импорт, и даже отправиться на экспорт, мы попросили рассказать руководителя хозяйства Елену Березинскую (на снимке).
— Елена Марьяновна, таких прецедентов в Минском районе немного, чтобы в чистом поле на десятигектарной площади был заложен яблоневый сад. Как же вам, обаятельной и хрупкой женщине, хватило душевных и физических сил ввязаться в реализацию столь масштабного «фруктового» проекта?
— Чисто по-женски представлялось: посажу сад, и он будет себе расти на радость моей семье и людям. Однако, как оказалось, прежде чем пожинать плоды, нужно вложить колоссальный труд. Здесь раньше было обычное пахотное поле, принадлежавшее 1-й Минской птицефабрике, но после того, как 4 года назад мы втянулись в это дело, оно превратилось в перспективный сад. На оставшейся территории мы планируем создать зону отдыха, а в перспективе, когда поднимутся в рост деревья, дети или внуки, возможно, заложат свою агроусадьбу и построят ресторан.
Ведь отсюда до Минска — 15—20 минут езды, поэтому развитие аграрного бизнеса, в частности, выращивание фруктов, может быть весьма перспективным направлением. В нашем саду культивируются два сорта яблонь «Белорусское сладкое» и «Алеся». Плодоносящим яблоням уже четвертый год, но есть саженцы и других сортов, востребованных на рынке, но они еще совсем маленькие.
— Дело это для вас новое, требующее учета многих природных и агрономических факторов. Есть ли на Минщине структуры, которые могли бы оказать вам квалифицированную помощь, дать рекомендации, как правильно ухаживать за промышленным садом?
— Поначалу, безусловно, прибегали к помощи специалистов, чтобы определить, под что лучше использовать данные земли. Даже листья, а не только сами яблоки, возили на экспертизу, чтобы определить, каких микроэлементов им не хватает. Пусть мы, так называемые самоучки, но не игнорируем советы опытных садоводов по уходу за плодовыми деревьями. В частности, это касается обрезки плодовых деревьев: привозим специалистов непосредственно в сад, показываем им каждое деревце.
На практике у каждого фермера, который выращивает сад, свой личный подход, и каждый считает, что он на правильном пути. Однако есть общие понятия: если ветка в прошлом году плодоносила, то ее надо убрать, тогда вместо нее вырастет другая, которая через год даст прибавку к урожаю. Обработка сада — важный процесс: поставщики химпрепаратов, которые мы используем, также дают нам консультации, как правильно их применять и в какие сроки. Мы также не чураемся советов опытных фермеров, которые уже достигли определенных успехов в садоводстве. Наши достижения еще достаточно скромные, но два первых урожая яблок мы уже собрали.
Один из них потянул на сто тонн, а второй был более весомым — примерно 140 тонн. В прошлом году часть урожая продали в Россию, часть ушла на белорусский рынок, а еще поделились с солдатами военных частей, расположенных в Минском районе и столице. Мы, конечно, рассчитывали, что результат удвоится, но из-за засушливого лета яблоко оказалось мельче, чем в позапрошлом году — ему не хватило влаги. Даже саженцы, которые мы высадили в прошлом году, и те в полной мере не пошли в рост, но мы надеемся, что в этом сезоне они восполнят свои жизненные силы. Первый год было тяжело: о нас еще никто не знал, и хранилище было не достроено, отсутствовало холодильное оборудование. Теперь же нет проблем: складываем урожай в хранилище, включаем холодильники и ждем наиболее лучших условий для реализации. Даже если будет
500 тонн яблок, то мы их спокойно можем сохранить и реализовать.
В нынешнем году, судя по тому, как развиваются почки на деревьях, при благоприятных погодных условиях, я думаю, что мы соберем самый лучший урожай. Мы своевременно провели внутри корневую и наружную подкормку, обработали кроны препаратами от вредителей, у нас есть несколько собственных специализированных тракторов марки «Беларус» с навесной техникой, позволяющих качественно ухаживать за яблонями. Представляете, какой это непростой труд для работников хозяйства — нужно обойти и обрезать десять тысяч яблонь. На эту работу ушел месяц.
— У вас, наверное, есть корни исконно сельского жителя, если вы так ревностно относитесь к работе на земле?
— Я родом из Ошмянского района Гродненской области, но, как ни странно, в ранние годы у меня была такая настроенность на жизнь, чтобы не иметь никаких дел с землей и ее обработкой. Когда обзавелась семьей, построила дом, вокруг которого — 30 соток земли, психология в этом плане изменилась коренным образом.
Так, наверное, человек устроен: когда приходит весна, у него с возрастом появляется неуемное желание что-то выращивать на земле.
Даже в Шабанах, где находится основная производственная база, все вокруг засадила деревьями, в частности, лиственницей. На участке в 30 соток нет ни одного свободного места, на котором бы ничего не росло. Здесь по периметру яблоневого сада мы посадили 500 одногодок саженцев дуба. Процесс посадки растений и то, как они, считай, на твоих глазах поднимаются, доставляет мне колоссальное удовольствие — это нельзя объяснить одними лишь эмоциями, это надо прочувствовать. Ведь сад дает мне большой заряд энергии и дополнительные силы.
— Елена Марьяновна, нормальным является желание человека получить не только моральное и душевное удовлетворение, но и экономический результат от плодовых деревьев?
— Безусловно, на сегодняшний день в этот сад вложено много собственных сил и материальных средств, гораздо больше, чем мы получили за два последних сезона от продажи яблок. Чего скрывать, данное направление пока не окупает себя и финансируется из другого бизнеса. Я верю, что когда подрастет сад, то он принесет не только моральное удовлетворение, но и материальную выгоду. Чтобы достичь этой цели, мы стремимся сочетать не только любовь к саду, но и научные подходы. А представьте, ведь многое в руках природы, поэтому приходится молиться, чтобы не поразила урожай засуха или не побил град. В противном случае придется обрабатывать сад препаратом «Противградобой», иначе будут вмятины на плодах, а значит, ниже цена. Если будет много завязи на деревьях, то лишнюю придется оборвать, чтобы урожай не оказался мелким, а сами плоды созрели товарными, равномерно красными. Правда, это уже нюансы, которые мы постигаем вместе с взрослением сада.
— Сможем ли мы в ближайшие годы импортное яблоко заменить собственным, белорусским?
— Я лично знаю фермеров, которые успешно выполняют программу импортозамещения сельхозпродукции. В частности, сделав ставку на садоводство, они получают урожаи яблок, приносящие хороший доход. Например, в Фаниполе есть фермер, который в своем питомнике «Новаторсада» выращивает саженцы яблонь. Он занимается садами 15 лет, поэтому есть на что ровняться — теперь сажает шпалерные сады (это когда деревца высаживаются в метре друг от друга, а ветки подвязаны к натянутой на столбах проволоке). Там урожаи получаются очень хорошие. Если у нас в стране повернулись лицом к этой проблеме лет 10—15 назад, то в Польше садами занимаются уже многие десятилетия. Помимо того, что в Польше более щадящий сады климат, у них много ноу-хау, они постоянно экспериментируют в данном вопросе. Они просто вынуждены это делать, так как многие сады произрастают на одном и том же месте не одно столетие, вымирают одни — высаживаются другие. Поэтому поляки активно работают с селекцией, выводят новые сорта, чтобы избежать заболеваний фруктовых деревьев, да и средства химзащиты садов у них не настолько дорогие, как у нас. У них производство яблок — давно одна из доходных отраслей национальной экономики, поэтому государство им также предоставляет различные преференции.
— Елена Марьяновна, как ваши родственники оценивают ваше увлечение садоводством?
— У меня ведь семья основательная — два сына и пятеро внуков. У нас так построено, что каждый занимается своим любимым делом и никто не просит ни у кого помощи. И это правильно — наверное, потому мы люди самодостаточные, так как каждый посвящает себя любимому занятию, отдает ему все силы и время.
Когда я была в возрасте моих детей, то, честно говоря, не думала о том, что буду работать на земле и заниматься садоводством. Я более чем уверена, что, спустя годы, и мои дети и внуки придут к осознанию того, что на земле можно не только отдыхать, но и зарабатывать деньги. Они не только подхватят мое дело, но и вдохнут в него новую жизнь, поднимут на новый уровень яблочный бизнес. Я ведь люблю свою семью и тоже думаю о перспективе, что я оставлю после себя своим детям и внукам.
— Расскажите, пожалуйста, о бренде крестьянско-фермерского хозяйства: почему оно названо «Марьянино»?
— У меня отец Марьян и брат Марьян, и даже внук Марьян, поэтому здесь все более чем символично. И если бы мои родители были живы, то они были бы бесконечно счастливы при виде «Марьяниного сада», который в этом году уже будет цвести в пятый раз. Яблони в цвету и деревца стоят красные, запах яблоневого цвета — представляете, какая это красота!
— Я думаю, что в конце апреля — начале мая к вам уже могут «купцы» записываться в очередь за будущим урожаем яблок?
— Это действительно так, в этом году у нас аврал, и звонки не прекращались весь сезон, даже когда все яблоко было продано, к нам поступали просьбы приобрести будущие плоды уже с ветки.
Беседовал Юрий БЕСТВИЦКИЙ

Полезные свойства яблок
Вам также может понравиться

Полезные свойства яблок
Апрель 22, 2019
Как сохранить яблоки до весны
Апрель 22, 2019